http://www.gazeta.ru/politics/elections2011/blogs/3789806.shtml
Марат Гельман04.10.2011 17:03
Зачем Путину РогозинСейчас многие удивляются, что Дмитрий Рогозин поддержал «Единую Россию» и Владимира Путина. На самом деле ничего нелогичного в этом событии нет. Люди забыли несколько важных вещей про Рогозина. Стоит вспомнить, как рождался «Конгресс русских общин». Изначально это была организация, которая работала с русскими, оказавшимися за пределами России. Дима поначалу не был бытовым националистом, ему ксенофобия не присуща. Он стал им примерно в то же самое время, когда зарождались националистические движения в Молдавии и Казахстане. Русские тогда реально ущемлялись. Доходило до каких-то странных вещей: в троллейбусе в Кишиневе, где моя мать жила, нельзя было заговорить на русском - ее могли ударить. Но это продлилось недолго.
А потом Рогозин - сильный, яркий политик - понял, что национализм – политический товар. И от защиты русских в постсоветских республиках перешел ко всей нацповестке.
Теперь о Путине: они просто очень нравятся друг другу. Его шуточки очень похожи на шуточки Путина, но гораздо изящнее. Они с Путиным чувствуют друг друга на стилистическом уровне. В тот год, когда создавалась «Родина», Рогозин должен был быть руководителем штаба «Единой России». Вопрос был практически решен, со всеми все согласовали, но в последний момент московский мэр, сопредседатель ЕР Юрий Лужков сказал: «Рогозин в партии – только через мой труп». Тем не менее, все равно понятно, что Рогозин – не оппозиционер, он плоть от плоти этой системы.
После «Единой России» возникла история с «Родиной». У партии было два лидера, Рогозин и Глазьев. Рогозин олицетворял националистический крен, а Глазьев – социалистический. В итоге Дима сначала очень легко съел Глазьева, а потом самого себя. Он в какой-то момент соскочил с катушек абсолютно системной политической карьеры, и «Родину» отобрали.
За счет того, что все-таки какая-то близость с Путиным была, и была не чисто ситуативная (вместе учились, вместе работали у Собчака), а какая-то природная, он не ушел в небытие, а попал туда, где сейчас находится. Очень важный момент заключается в том, что в риторике Путина Рогозин ему очень нужен. Ведь что такое ОНФ? Фронт - это борьба. С кем борьба? По большому счету, внутри страны не с кем бороться. Либо маргиналы, либо те, кто готов сдаться или согласен играть в поддавки. Понятно, что враг вне страны. А у Рогозина, в отличие от всех остальных соратников Путина, на устах огромное количество примеров того, как некое государство или блок ведет себя по отношению к нам недружественно. Он бы нам легко доказал, что мы во вражеском окружении.
Когда у Рогозина появилась идея вернуться? Для этого надо посмотреть расписание встреч Владислава Суркова. Без согласования с ним этого бы не было. Поначалу видимо, Рогозин мог вернуться через «Справедливую Россию», но затем случилась история с Мироновым. А потом Рогозин сразу повысил ставки. У него появился шанс не просто стать помощником Путина, а лидером политической силы. Он парень амбициозный, я уверен, что это для него основная ставка. Рогозин, полагаю, выставил завышенные требования, захотел фракцию в Госдуме. Сейчас главным выигрышем для него будет лицензия на создание собственной партии, когда на следующий день после выборов выяснится, что «Справедливая Россия» не прошла. Более того, после этих выборов партий скорее всего потребуется сразу две. Все-таки у «Родины» был социалистический крен, которого в Рогозине нет, а после «Справедливой России» появляется и такая ниша.
Хотя я бы на месте властей все-таки не стал бы его использовать. Он очень сильный, а в политике есть такое правило – инструмент, доказавший свою эффективность, становится субъектом самостоятельным.